АДИТ НУЖЕН.
(ИЛИ ВЯЛОТЕКУЩАЯ ЛЕТАРГИЯ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ)
«АДИТ в кризисе!»
лейтмотив кулуаров АДИТ –2004.
«АДИТ не нужен»
подтекст лейтмотива кулуаров АДИТ 2004
Мы привыкли говорить об информатизации, как о процессе внедрения и освоения неких технологических решений для музейной работы. По умолчанию предполагается, что в музеях есть некий комплекс устойчивых деловых процессов, которые могут быть улучшены за счет этих решений.
Наличие таких процессов, среди прочего, предполагает достаточную ясность в двух аспектах:
· Аспект результата работы – какие потребности музеи удовлетворяют, какие рынки они осваивают, какие виды продукции/производят и распространяют.
· Как под эти результаты организуются внутренние производственные процессы в музеях.
Очевидно, что в современных отечественных музеях, за известными исключениями, нет достаточной определенности по этим вопросам. Внешние результаты музейной работы объективируются не столько на потребительских рынках, сколько в системе документооборота в учреждениях, т.е. не в товарах и услугах, а в отчетах, планах, переписке с учредителями, публикациях «о результатах работы» и тд. Соответственно, внутренние производственные процессы представляют собой некую инерцию, уходящую корнями в советские времена – принципиально бесконечное хранение, комплектование, изучение и тд., и все это вне связи с потребностями внешних партнеров и даже вне связи между внутренними видами деятельности. Внятных целей работы у музеев нет (метафоры «музейной миссии» не могут считаться адекватными формулировками целей), критериев эффективности работы нет, реального управления музейным наследием тоже нет. Есть некая странная игра в миссию по «сохранению-собиранию-изучению», в реальности оборачивающаяся целыми архивами отчетов, пустыми залами и складами издательской продукции забитыми нереализованными изданиями. Налицо некая вялотекущая летаргия, обусловленная не столько «недофинансированием», сколько неким интеллектуальным кризисом – никому в нашей стране непонятно толком, что можно полезного делать с музейным наследием. Само существование музейной отрасли выглядит необязательным, а вопрос об оптимизации ее работы посредством внедрение ИТ – несерьезным. О чем можно говорить, когда стоимость аппаратного и программного обеспечения в учреждении сопоставима со стоимостью неликвидной продукции на его складе?
Но вялотекущий характер катастрофы не должен радовать – так будет не всегда. Также очевидно, что эта инерция может продолжаться только до первых радикальных шагов власти по реформированию бюджетной сферы. Скудный, но регулярный финансовый поток, направляемы сегодня в музейную отрасль из бюджетов всех уровней в целом позволяет длить организационную летаргию музеев (а при повышенной «пассионарности» музейного топ менедмента даже развиваться на отдельных участках работы). Отключение этого потока вызовет резкий обвал отрасли.
Все это банально. Все музейные менеджеры понимают актуальное состояние дел в отрасли, и многие из них загодя делают задел для будущих перемен. Внедрение информационных технологий здесь играет свою положительную роль. Музеи осваивают издательские процессы, сувенирное производство, дизайн, мультимедийные «фишки» для привлечения публики в залы и тд. Однако – все это не становится (или почти не становится) предметом профессионального общения и коллективного осмысления на уровне отрасли. Это парадокс – мы обсуждаем использование сложных технологий работы с информацией в музеях, не имея при этом достаточной информации о собственном производстве и собственных рынках. Музеям сегодня необходимо информатизировать (не в смысле повышения технологической и технической оснащенности, но в смысле повышения осведомленности) свою собственную организациннно-производственную структуру – для самих себя и собственный производственный потенциал – для внешних партнеров.
Ежегодный АДИТ и EVA – тот позитивный опыт, который следует развивать. А межрегиональные профессиональные сообщества – это тот инструмент развития, который можно использовать.
Одной из перспективных форм такого развития может стать формат «медиа-ярмарки-выставки», удачно реализованной в Самаре в 2004 году. Производители и разработчики электронной продукции в сфере наследия смогли здесь показать себя и посмотреть друг на друга. А если попробовать завлечь сюда потенциальных потребителей? Пригласить представителей властей, вузов, школ, турфирм, сувенирщиков – всех тех, кто уже обращается к нам за мультимедийной продукцией? А если расширить формат мероприяия за счет полиграфии? Пусть пилотное мероприятие в рамках АДИТ будет скорее информационным нежели коммерческим – это будет важны первый шаг.
И еще. Заслуга АДИТ – не только в ежегодных АДИТ. АДИТ – это некий межрегиональный клуб, объединяющий (и не только по признаку членства в партнерстве) множество толковых и креативных менеджеров и специалистов по наследию. У всех этих людей есть хороший уровень профессиональных знаний и, что более важно, - опыт реализации реальных проектов. Интеллектуальный потенциал АДИТ вполне может использоваться для необходимого анализа деловых и производственных процессов в музеях, как на макроуровне (в отрасли в целом), так и на микроуровне (в конкретных учреждениях). Есть смысл подумать о разработке в рамках основной деятельности АДИТ исследовательских программ в этой области и экспериментальных проектов – своего рода «инкубаторов» нужного опыта.
Возможно, нам имеет смысл говорить об информатизации не столько как о поисках технологических решений, сколько о таковой, как процессе прояснения возможных ролей музеев в изменившейся потребительской среде с одной стороны, и прояснения внутренних музейных производственных процессов, необходимых для реализации этих ролей – с другой. Опыт АДИТ в данном случае не просто ценен – в России он уникален. И его следует развивать и использовать.
|