Виртуальный проект "Куликово поле" как средство реализации модели "открытого" музея
Концепция «открытого» музея предполагает доступ ко всем пластам многогранной деятельности музея, которая определяется его спецификой – военно-исторического и природного музея-заповедника.
Военная тематика – это Первое Ратное поле России - Куликово поле. Она является в восприятии музейного посетителя приоритетной и наиболее «раскрученной». Ежегодные массовые празднования годовщины Куликовской битвы, государственный праздник «День воинской славы России», международный военно-исторический фестиваль, вахта памяти, принятие присяги воинами. Это сквозная тематика музея и всех его филиалов, которая интерпретируется через систему постоянных экспозиций: экспозиция на Красном холме в храме Сергия Радонежского – экспозиция памяти о Куликовской битве (2001 г.); экспозиция в с. Монастырщина, на месте легендарного захоронения воинов, павших на Куликовом поле – историческая экспозиция (2005 г.), через мемориализуемое пространство – памятник-колонна Дмитрия Донского, памятник Дмитрию Донскому, аллея памяти, храм-памятник Преподобному Сергию Радонежского, храм рождества пресвятой Богородицы, Прощеный колодец. Новые экспозиции представляют собой сочетание различных средств воздействия: от традиционных музейный предметов, обыгрываемых и воссоздающих оп-ределенный дух и образ эпохи, событий, людей (тканевые колонны, с подсвеченными старинными миниатюрами из летописей), до современных средств мультимедиа (мультимедиа проектор, DVD-проигрыватель, телевизор), увеличивающих эмоциональное воздействие, обеспечивающих оптимальный контакт посетителей с подлинными памятниками и получение заложенной в них информации.
Но не менее значимым для раскрытия специфики музея-заповедника является научная разработка исторического и природного наследия, осуществляемая в ходе археологических, этнографических, палеогеографических, природно-охранных исследований. В результате которых, накопленный материал требует решить задачу - как сделать его доступным музейному посетителю. В чем трудность этой задачи?
- Огромный объем информации, который невозможно вписать не в одну реальную экспозицию.
- Недоступность посетителю данного материала из-за его научной специфики или пространственной удаленности (в фондах или в поле).
И как следствие появилась необходимость решать задачу не традиционными средствами. Было принято решение обработанный материал представить в виде виртуальной экспозиции. Несмотря на имеющийся технический и кадровый потенциал, позволяющий реализовать проект, мы обратились в фирмы, специализирующие на подобных продуктах. Предоставленные результаты (электронные демо-версии) не удовлетворили нас по своей концепции: одна представляла собой информативный интернет-сайт, другая – напоминала школьный учебник, что не соответствовало нашему видению образа, имиджа музея, реализующего свои традиционные задачи, современными методами. Анализ всех этих моментов определил наш путь - реализация поставленной задачи своими силами. В проекте виртуальной экспозиции «Куликово поле» мы пытались соединить научность представляемого материала с особенность современного восприятия (экранная культура), интерактивностью, легкостью навигации и общим идейным замыслом по созданию интегрированного, многоэтапного и развивающегося проекта.
I этап. «Энциклопедия Куликова поля». II этап. Музей «Куликово поле». III этап. Средневековое сражение. Куликовская битва.
На сегодняшний день реализован первый этап работы.
Цель нашей работы: максимально приблизить музей к посетителю и стать для него действительно «открытым» музеем.
|