АДИТ-2004. Тезисы доклада
Тема: "Культурная журналистика в контексте информационных технологий"
Смазнова Мария Викторовна
  Москва
  РСКН
  Главный редактор новостной службы портала "Музеи России"
  Тел.: (095) 135-33-85
  Факс: (095) 135-33-85
  E-mail: news@museum.ru

Информационный обмен в РСКН

Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН) задумывалась как организация, главной целью которой является интеграция по тематическому признаку на основе единых стандартов разнородных источников культурологической информации и всемерная пропаганда российского культурного в информационном поле сети – Интернет с использованием последних достижений современных информационных технологий.
Подобная задача предполагала, прежде всего, создание значительных массивов информации, которые бы в должной мере представляли объекты культурного наследия. Когда же речь идет о реализации такой глобальной задачи, сразу возникает вопрос о способе ее реализации, создании инструмента, который бы, с одной стороны, обеспечивал возможность для свободного включения в информационный массив вновь появляющихся ресурсов, представляющие культурное наследие, а с другой – упорядочивал, структурировал информацию для удобства последующей работы с ней.
В основу РСКН положены материалы, собранные в процессе Регистрации музейных организаций России и известные как Всероссийский Реестр Музеев. Открытый для всеобщего доступа, ВРМ уже сам по себе обеспечивает минимальный уровень информационного обмена внутри РСКН, предоставляя каждому желающему возможность получить интересующую его информацию.
Однако, еще до начала работы по формированию сети было ясно, что создание сетей статического характера для полноценного информационного обмена явно не достаточно. Было совершенно ясно, что действие подобных сетей лишь в незначительной мере использует гибкость и оперативность Интернет, его коммуникационные свойства.
Работа всех ныне существующих информационных агентств – как обычных (печатные, радио, ТВ), так и сетевых - весьма трудоемка и капиталоемка: создание сети оплачиваемых корреспондентов по всему миру, их техническое обеспечение, связь с ними и т.д. Не секрет, что абсолютное большинство информационных агентств не рентабельно. Но экономическая неэффективность не единственный и не главный недостаток современных СМИ.
Абсолютной ценностью в демократическом мире всегда считалась максимальная доступность любой информации и свобода слова. Человечество постоянно стремилось реализовать этот идеал, опираясь на достижения технического прогресса: сначала газеты, затем радио, телевидение и, наконец, Интернет.
Однако, несмотря на то, что привычные СМИ имеют огромные возможности в плане реализации демократических принципов подачи информации, возможности их все-таки не безграничны по ряду объективных и субъективных причин. Среди объективных причин – это, прежде всего, невозможность освещения всего спектра событий. Как бы много агентство не имело корреспондентов, ему все равно не под силу собрать с их помощью всю имеющуюся информацию, которая потенциально могла бы быть интересна потребителю.
Но даже собранная в значительном объеме информация не может быть представлена полностью в связи с физической ограниченностью агентства во времени и пространстве. Объем представляемой агентством информации ограничивается рамками газетной или журнальной полосы, временем теле- или радиовещания. В сутках только 24 часа. Даже если использовать их по максимуму, все равно не вместить всего объема информации, и это обстоятельство объективно ограничивает ее потенциального потребителя. Таким образом, агентства вынуждено берут на себя обязанность решать, что людям интересно, а что нет, ставя человечество перед фактом и тем самым ущемляя право каждого отдельного человека на получение информации в полном объеме. Разумеется, рейтинг той или иной информации отслеживается с целью выявить информационные пристрастия человека. Но эти социологические исследования решают проблему лишь отчасти.
Подобные отношения проецируются и на сетевые СМИ, в то время как возможности Интернет гораздо шире, если не сказать безграничны, и позволяют избежать вышеописанных недостатков традиционных СМИ.
РСКН предлагает альтернативу - новый принцип организации информационного пространства, реализация которого создаст условия для доступа любого человека ко всему имеющемуся массиву новостной информации по любой интересующей его тематике. При этом предоставляемая информация является авторской и, соответственно, достоверной.
Данный механизм уже используется на практике, что и будет рассмотрено в докладе.

 

 
  © АДИТ, 1997-2004