АДИТ-2004. Тезисы доклада
Тема: "Использование современных технических средств в экспозиции"
Дукельский Владимир Юрьевич
  Москва
  Российский институт культурологии
  кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник
  Тел.: (095) 959-10-25
  Факс: (095) 959-10-25
  E-mail: avleb@msses.ru
 
Лебедев Алексей Валентинович,
доктор искусствоведения,
главный научный сотрудник
Лаборатории музейного проектирования
Российского института культурологии

Информационные киоски в экспозиции Музея компании "Татнефть" (Альметьевск)

Размещение музея в главном офисе компании накладывает определенные ограничения на проектирование. В такой ситуации экспозиция неизбежно становится частью офисных интерьеров и интегрируется в разворачивающуюся вокруг жизнь компании.
Поскольку большая часть экспозиции открыта в основное пространство здания и отделяется от него прозрачной стеклянной перегородкой, музей фактически превращается в витрину компании.
Формирующееся экспозиционное пространство приобретает и некоторые «сакральные» черты, будучи связано с возможным проведением в музее значимых для корпорации действий (празднества, посвящения и т.д.).
Зона, в которой размещается музей, не является полностью закрытой, хотя доступ в нее ограничен. Тем самым, музей становится неким преддверием компании, местом приема различных гостей, знакомящихся здесь с ее сегодняшним днем, историей и планами на будущее.

Музей Татнефти с точки зрения его профильной ориентации не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Он не является ни естественнонаучным музеем нефти, ни техническим музеем, ни производственным музеем истории отдельных предприятий, ни мемориальным музеем, рассказывающим о выдающихся людях Татнефти.

Музей Татнефти – это музей корпоративной культуры и культуры, возникающей в результате деятельности компании. В определенном смысле, это музей «углеводородной цивилизации».

Экспозиция Музея Татнефти является
- соединением времен и пространств
- способом моделирования желаемого образа компании
- формой рефлексии образа жизни компании
- инструментом продвижения компании

Экспозиция Музея Татнефти отражает
- представление о компании как о живом организме
- идею непрерывного движения (компания «на марше»)
- мировоззрение и общественную позицию Татнефти

Экспозиция включает 4 базовых элемента:
- ритмы жизни компании
- ценности компании
- лица компании
- голоса компании (прямая речь людей)

Экспозиция строится на концепции трех миров:
- мира нефти (подземного)
- мира людей и корпорации (срединного или земного)
- мира внешнего (национального и глобального)
и концепции трех времен:
- время открытий
- время перемен
- время проектов

Экспозиция включает 4 раздела, дающих собирательные образы компании:
- Героическая эпоха
- Страна Татнефть
- Выбор пути – цели и ценности компании
- Окно в будущее – Новая компания в Новом мире

В информационных киосках Музея Татнефти разместилась электронная экспозиция «Люди». В соответствии с принятой сегодня терминологией, «электронной экспозицией» мы будем называть не всякий информационный киоск для посетителей музея, а только размещенную в экспозиции систему терминалов, особым образом интерпретирующую информацию из учетно-хранительской базы.
Конечно, электронная экспозиция - это не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она имеет собственный сценарий, кроме того, ряд материалов, как и в любом другом электронном издании, готовится специально для данной публикации: тексты, изображения, аудио-видеоклипы, специальные мультимедиа программы для посетителей (в том числе игры) и др. Но по сравнению с CD-ROMом, web-сайтом, локальным информационным киоском электронная экспозиция обладает очевидным преимуществом - она имеет механизм синхронизации. Основную часть электронной экспозиции составляют материалы из музейной БД, и все изменения и дополнения, сделанные хранителем в рабочей базе, немедленно визуализируются в системе.
Электронные экспозиции могут по-разному соотноситься с реальными музейными экспозициями, в которых размещены: пояснять материалы экспозиции и облегчать посетителю ориентацию в ней, привносить в экспозицию элементы игры и развлечения и др. Электронная экспозиция «Люди» в Музее Татнефти дополняет основную экспозицию и отвечает на главный вопрос посетителя корпоративного музея: "А где я в этом музее?". Поскольку в Музее Татнефти такой вопрос могут задать 70.000 человек (таково число работающих в компании), то ответить на него традиционными экспозиционными средствами невозможно.

 

 
  © АДИТ, 1997-2004