ПРОСТРАНСТВО ЭКРАНА – ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных научных исследований (проект 04-06-80215а).
Цифровые имиджи для пользователя в любой точке планеты, электронные каталоги, коллекции, выставки, сайты – музей в компьютере!
Продвижение -- механический перевод оцифрованных имиджей на экран. Проблема искусства?
Восприятие и презентация
Трансляция произведения на экран, базисные вопросы: эмоциональный контакт, психологическое соответствие электронной репродукции и оригинала. Визуальный образ – восприятие и сознание: предметность, ассоциативность, редукция и трансформация. Воспроизведение: цельность и детальность, иное пространственно-временное существование.
Пространство экрана – пространство картины
Принципиальные различия пространств:
физические (световые потоки);
перцептивные (восприятие);
экспозиционные (традиция, культура);
эмоциональные (атмосфера).
Компенсация аберраций -- ИКТ.
Текст и изображение
Мультимедийность -- «априорное» достоинство цифровой экспозиции. Взаимоотношения изображение -- текст.
Виртуальная выставка -- перенос на экран бытового прибора в сопровождении различных текстов: художественное воздействие? Лево- и правополушарное восприятие. Принцип отрицательной индукции.
Иерархия (изображение/текст). Объем, графическое оформление -- вспомогательная роль текста. Мера для использования технологического потенциала.
Модель электронной презентации
Интерактивность – «базовое» преимущество виртуального обзора. Модель презентации «музея в компьютере» -- это схема обычной складской задачи. Потребность в модификации. Сложности:
отсутствие не опыта или подхода, но даже вопроса;
противоречивые требования: максимальная вариативность в целях усиления художественного воздействия и минимизация «свободы выбора» для рядового зрителя.
Музыка: между композитором и слушателем – исполнитель. Электронная презентация: между оцифрованным имиджем и зрителем -- художник-исполнитель: представление художественной версии цифровой презентации. Не цифровой записи высокого разрешения, но авторского, индивидуального «цифрового» варианта демонстрации.
Ближний прогноз
Эволюция изобразительного искусства в цифровом формате -- общий принцип дифференциации: специальные технологии, специализация «музейных» программ.
Эффективность программ -- критерий «воздействие/цена». Направления: назначение, запросы, потребители. Актуальные формы воплощения «электронного искусства»:
виртуальный музей,
туристический, развлекательный центр,
образовательный центр,
художественная библиотека-энциклопедия,
домашняя экскурсия.
Дальние перспективы
Два полюса для спектра возможных реализаций:
1. Инструментальная, обслуживающая роль информационных технологий в музейной сфере. Цифровые носители вытесняют все вспомогательные (альбомы, каталоги, репродукции, слайды). Изобразительное наследие сохраняет независимый «образ жизни».
2. Технологический прогресс: виртуальное пространство, полное моделирование естественного восприятия. Новое изобразительное пространство – пространство сознания.
|