Информация - поток или "всемирный потоп"?
ИНФОРМАЦИЯ – ПОТОК ИЛИ «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП»?
Шлиенкова Е.В.,
Заведующая кафедрой
«Декоративно-прикладного искусства и дизайна»
Тольяттинского государственного университета
Последнее время мы с упоением говорим о возможностях информационных ресурсов, которые человечество научилось не просто накапливать, но и манипулировать ими легко и свободно, перекачивая их из одного ящика в другой, компилируя в зависимости от преследуемых целей и поставленных задач. Подобно фокусникам мы изымаем любую зафиксированную мысль, забывая в бесконечном потоке цитирования подлинное авторство и тот контекст, в котором она существовала. Первоисточник уже мало кого интересует, всем доставляет немалое удовольствие продемонстрировать энциклопедический кейс, который всегда наготове, словно «скелет в шкафу».
Продвинулись ли мы в развитии собственного сознания и возможности свободного мышления при таком положении вещей? Трудно сказать. Скорее всего – все больше тонем, перепевая друг друга, теряясь, порой, в общем однотональном гуле похожих мыслей и озаряющих, как нам кажется, уникальных идей.
Мы жаждем общения, понимания, признания. Устраиваем конференции, форумы, семинары, рождаем проекты – формируем коммуникативные поля и пространства. В итоге – тиражируем сами себя. Как порвать сей порочный круг, совершить качественный прорыв, ибо от количества однотипных ситуаций нам никуда не деться?
Любой заданный формат всегда при желании можно отформатировать. В общем многоголосье усилить свою ноту, главное не забыть при этом основной мотив. Вспомним универсальную формулу даоистов: «Мы должны знать всю пьесу, чтобы с успехом сыграть свою роль: концепция общности не должна потонуть в пучине индивидуализма». (Окакура Какудзо «Книга чая». – Мн.: Харвест, 2002, - 96 с. С. 37 – (Библиотека восточной литературы).
В своем сообщении для конференции АДИТ-2003 Жан Бард высказал простую, но от этого еще более емкую мысль: «Любознательность и гибкость – две главные особенности мышления проектировщика».
Проектируя что-либо, мы проектируем в первую очередь событие, истинный масштаб этого события не всегда напрямую зависим от его размаха. Главным становится идея, заложенная в основании. Именно емкость идеи формирует лицо события.
Если же поводом для события служит информация, которая по определению опутывает нас всех, связывая в единый клубок культуру, искусство, образование, то в этой связи важна как раз верно выбранная тональность разговора, причем на вербальном и невербальном уровнях. Но зачастую масса технологических уловок и возможностей подачи информации не используется в полной мере участниками этих событий. Мы каждый раз сталкиваемся со стандартной трансляцией и перечислением технологий и инструментариев, которыми можно апеллировать. Целостность же происходящего, как единого организма, со своей динамикой, энергетикой, паузами и эмоциональными всплесками, упускается из виду. Мы говорим о возможностях и разнообразии информационных потоков, при этом, мало уделяя внимания тому, как мы об этом говорим. Сценарий события, драматургия, предлагаемой пьесы, растворяется в однообразии и повторах.
Меняются точки дислакации: Нижний Новгород, Псков, Питер, Москва, Самара и т.д. В поле зрения попадают разные ландшафты, начинает действовать история места, создается особая атмосфера, но сценарий все тот же. И стало ли это событием, перевернувшим твой собственный мир, сработала ли та провокация, которой так ждут участники? Не притупляется ли острота впечатлений от регулярности действия и однообразия формата?
Самое печальное, что к отсутствию свободного мышления, умению сочинять самостоятельные сценарии, мы приучаем и тех, кто растет в этом пространстве. Чистое репродуцирование, бесконечное перекачивание информации из одного приемника в другой, ее «сшивание» белыми нитками приучает к механике восприятия и напрочь отучает самостоятельно мыслить.
Есть замечательный мультимедийный учебно-исследовательский комплекс «МЕДИАГНОЗИС», разработанный Каптеревым А.И. Четко отработанная дистанционная система обучения. Как архиватор и информационный сталкер – полное руководство для путешествия в мире готовых решений. Но автор ни слова не говорит о возможности создания пользователями собственных моделей в процессе обучения, синтеза на уровне идей, а не на уровне «складских помещений». И это вновь подтверждает мысль о том, что «Мы предпочитаем классифицировать, забывая о наслаждении прекрасным. Мы приносим наше эстетическое восприятие в жертву так называемому научному исследованию» (Там же, С. 72)
"Romantic Industrials" – определение, данное Жаном Бардом европейцам, характеризует желание вечного поиска новых идей, их рождения и синтеза, как вечной, неистребимой потребности творца, как необходимости постоянного наполнения интеллектуального вакуума, который позволил бы вместить в себя все и вся. «Вакуум всесилен, потому что может содержать в себе все. Только в вакууме движение становится возможным. Тот, кто смог бы превратить себя в вакуум, который бы вмещал в себя всех и вся, стал бы истинным хозяином положения. Все всегда господствует над частями» (Там же, С. 38).
Дабы не потонуть в бесчисленных информационных потоках, зачастую вымывающих чистое сознание и незамутненное восприятие, а наполнить их содержательным смыслом, облечь событие в идеологическую оболочку имеет смысл спроектировать эту самую оболочку, как мы проектируем сайт, медиа- или видеоинсталляцию, как сочиняем симфонию в конце концов. И помнить мы ее будем лишь в случае мощного эмоционального удара, который наполнят образы, звуки, единый мотив.
|