Интернет – стратегия музеев Татарстана
I.Концептуальные подходы к выбору стратегии.
В 2000-м году при работе над «Концепцией развития Национального музея РТ» был проведен анализ деятельности различных музеев России в сфере информационных технологий. При выборе пути развития интернет – технологий мы должны были учитывать тот факт, что республика располагает разветвленной музейной сетью, в которую входят более 100 государственных и более 400 общественных музеев. Место Национального музея определено его статусом как головного в музейном объединении, в составе которого более 80 республиканских музеев.
Кроме того, Национальный музей является методическим центром для всех музеев республики независимо от их ведомственной принадлежности, он также имеет традиционно хорошие и отлаженные деловые контакты со многими учреждениями науки и культуры в регионе. Работа секции Ученого совета Национального музея РТ по информационным технологиям, объединяя специалистов различных организаций и учреждений Казани, позволяет влиять на координацию их деятельности в данной сфере.
Сложившаяся музейная организационная структура явилась благоприятной базой для формирования единой информационной политики объединения «Национальный музей» и влияния на всю информационную политику в сфере культуры Татарстана, и этот фактор необходимо было использовать в полной мере.
Однако, обладая действенными рычагами для проведения собственной информационной музейной политики в республике, мы отдавали себе отчет в том, что у нас практически отсутствует база для ее реализации. Отдел информатизации Национального музея РТ с минимумом сотрудников и технических средств вынужден поддерживать информационные проекты целого объединения.
Учитывая масштабность задач, стоящих перед Национальным музеем РТ в развитии интернет – технологий с одной стороны, и отсутствие собственной базы для реализации крупномасштабных проектов с другой стороны, музей сделал ставку на сотрудничество с ведущими российскими специалистами в этой сфере.
II.Портал «Музеи Татарстана». Создание и развитие.
При выборе партнеров мы исходили из основополагающего требования к будущему порталу: это должен был быть интеграционный ресурс, представляющий все музеи республики. Поэтому мы обратились с предложением сотрудничества к создателям портала «Музеи России», которые и стали разработчиками портала «Музеи Татарстана».
Новизна проекта состоит в том, что создан первый региональный центр на портале «Музеи России», встроенный в его архитектуру и использующий ресурсы и возможности российского портала. Именно таким образом была решена проблема представления всей музейной сети республики в интернет.
Для Национального музея, возглавляющего крупнейшее в России музейное объединение, разработка интернет - представительства, встроенного в архитектуру портала «Музеи России», соответствующего его требованиям и функциональным возможностям, имеющего прямой доступ к Всероссийскому Реестру музеев по республике Татарстан, обладает неоспоримыми преимуществами перед методом последовательного наращивания ресурсов в рамках собственного портала.
К особенностям проекта следует отнести создание татароязычной версии (наряду с англоязычной), что является неотъемлемой частью интернет - стратегии музеев Татарстана.
Уже сегодня мы имеем ресурс, дающий представление об истории и культуре многонационального региона. Его развитие откроет новые перспективы представления разных культур, в том числе с учетом языковых интерпретаций, в музейном информационном пространстве России.
III.Создание регионального музейного новостного центра.
Одной из главных составляющих интернет – стратегии является создание регионального музейного новостного центра. Мы поздно, по сравнению с другими музеями, заявили о себе, освоив технологию представления новостей в интернет. Первые новости из Национального музея РТ появились на портале «Музеи России» в апреле 2001 года, и с тех пор, уже третий год подряд, мы удерживаем первое место среди российских регионов по количеству новостей на этом портале.
Национальный музей РТ, аккумулируя, обрабатывая и размещая в интернет новости из всех музеев республики, за три года фактически сформировался как региональный новостной центр.
Новости, размещенные на портале «Музеи России», автоматически попадают на портал «Музеи Татарстана». Кроме того, Национальный музей РТ рассылает их на официальный сайт Республики Татарстан www.tatar.ru , отдельные новости отправляются в электронные журналы, «Вестник АМР» и т.д.
IV.Создание электронной инфраструктуры Национального музея РТ.
В настоящее время в Национальном музее РТ начаты работы по
созданию электронной инфраструктуры музея, которая объединит электронную экспозицию, музейные интернет – ресурсы, музейный интернет – центр в единую информационную сеть. При подключении к этой сети портала «Музеи Татарстана», а также для использования отдельных его страниц в качестве информационных блоков будет использован, в частности, беспроводной интернет.
Разработку проекта сети для будущей электронной инфраструктуры музея осуществляет казанская фирма «Parallax».
|