Музейные библиотеки: американский опыт, российские перспективы.
Музеи и художественные галереи побуждают посетителей как можно больше узнавать о предметах, представленных в экспозиции, а так же о людях и культурах, которым они принадлежали. Они постоянно заботятся о том, чтобы их информационные службы удовлетворяли интересы посетителей, давая ответы на все их вопросы.
В августе 2002 Государственным департаментом США в рамках Программы Международных Визитов был реализован проект ознакомления музейных библиотекарей и сотрудников музейных информационных служб из России с организаций и работой музейных библиотек и информационных служб США. Прежде всего, следует немного сказать о данной программе: в 2000 году программа отметила 60-летие. Ежегодно более 4400 посетителей со всего мира принимают участие в этой программе. Программа Международных Визитов призвана способствовать росту взаимопонимания путем общения на личном и профессиональном уровнях. Участниками являются лидеры из разных стран, работающие в сфере образования, науки, экологии, государственного управления, политики, СМИ, а так же вопросов менеджмента в области культуры и искусства. Эти участники отбираются американскими посольствами в своих странах. Окончательное решение принимает Бюро образовательных и культурных программ в Вашингтоне.
Еще в период составления анкет и отбора участников всем был задан следующий вопрос: «Ваши профессиональные интересы, которые Вы хотели бы обсудить с коллегами в США». Поэтому программа нашего пребывания была составлена таким образом, чтобы каждый мог наиболее полно удовлетворить свои профессиональные потребности, и получить наиболее исчерпывающую информацию по интересующему вопросу. Особое внимание было уделено следующим наиболее общим вопросам:
- деятельность центров информационных ресурсов для посетителей
музеев
- увеличение годовых доходов в результате работы музейных магазинов.
- анализ содержания музейных Интернет-сайтов и электронных
журналов.
- использование библиотечных фондов для создания специальных
наглядных пособий и образовательных программ.
- электронные каталоги в музейных библиотеках, применение новых
цифровых технологий.
Хранители изучают музейные предметы, однако было бы настоящим расточительством заставлять таких специалистов отвечать на великое множество самых разнообразных вопросов, с которыми люди обращаются в музей. Единственный способ обрабатывать запросы, используя для этого необходимые силы и средства – это создавать специализированные «информационные центры». Их клиентами в американских музеях являются как широкая публика, так и ученые и специалисты в определенной области, дети, учителя, а так же работники других музеев и библиотек. В большинстве случаев функцию информационного центра выполняет в музее библиотека.
Программа нашего пребывания была довольно насыщенной: в день по 4-5 встреч и экскурсий в различные музеи и библиотеки, информационные центры и некоммерческие организации. Радует то, что экскурсии носили не обзорный, а профессиональный и подробный характер. В Вашингтоне мы посетили библиотечно-исследовательский центр Национального музея женщин в искусстве, библиотеки Смитсоновского института, библиотеку Национальной художественной галереи, Шекспировскую библиотеку им. Генри Фолджера и библиотеку Конгресса США.
Следующим пунктом нашего пребывания в Америке был город Сиракьюз. Здесь наша группа познакомилась с работой Школы информационных исследований Сиракьюзского университета, побывали в библиотеке Корнелльского университета в Итаке, посетили Художественный музей им. Джонсона. Особенное впечатление произвело посещение Музея стекла и библиотеки Музея стекла им. Джульетты и Леонарда Ракоу в городке Корнинг. Данная библиотека являет собой синтез техники, стекла и печатных изданий: стеклянные лестницы, стеклянные переходы между отделами библиотеки создают впечатление пребывания в далеком будущем. Это ведущая библиотека мира по стеклу и изделиям из него. Интересно было узнать, что проектированием библиотечных зданий и помещений в Америке занимается крупная организация «Боланд Зювински», и здание библиотеки Музея стекла тоже построено по проекту этой фирмы. В музее стекла считают, что его основа - это библиотека, потому что она определяет качество работы музея и завода по производству стеклянных изделий. Библиотека Музея стекла в Корнинге – один из достойных примеров того, как ведомственная музейная библиотека может сочетать в себе функции международного информационного центра, собирать и предоставлять информацию, необходимую для ведения успешного бизнеса.
Профессиональная часть пребывания в этом городе ознаменовалось посещением «Мекки» музейщиков всего мира – музейного центра Дж. Пола Гетти и Научно-исследовательской библиотеки этого центра, а так же комплекса Хандигтонская библиотека и ботанический сад. Особо интересным в работе библиотеки Центра Гетти является корпоративный проект «Справочная библиотека». Суть его в дистанционном обслуживании читателей: читатель по e-mail (reference@getty.edu) присылает в библиотеку свой вопрос, а затем специалист библиотеки пересылает вопрос в ту организацию, которая более компетентна дать ответ на вопрос. Ответ так же пересылается по e-mail читателю. Часто музейные работники давали краткую фактическую информацию, но порой объяснили, что в данном случае невозможно дать простой ответ, и отсылали к публикациям, которые пользователь мог бы изучить сам в поисках ответа.
Значительное преимущество такого типа интерактивной работы состоит в том, что в ней участвует не только тот, кто задает вопрос: публикация вопроса и ответа дает возможность и другим людям с интересом ознакомится с ними. Еще одно преимущество заключается в том, что свой вклад в обсуждение могут внести и другие участники. Даже не выходя за пределы своих учреждений, музейные информационные службы приобретают широкую известность, помещая интересные вопросы и ответы (конечно, не называя имен респондентов), чтобы с ними могли познакомиться другие пользователи. Превращение такой службы в общедоступную способствует установлению обратной связи с пользователями для выяснения их мнения о качестве работы службы, о направлениях ее развития. Понимание важности обратной связи и изучение потребности пользователей имеет большое значение для успешного функционирования системы. Членами данного консорциума стали уже более 100 организаций и 12 тысяч индивидуальных пользователей..
Но самое яркое впечатление в профессиональном плане произвело посещение библиотеки музея Гугенхайма в Нью-Йорке. Именно здесь мне удалось увидеть воплощение моей мечты: компьютерную программу, которая позволяет осуществлять перекрестные ссылки от библиотечных источников к музейному предмету. В базу данных этой программы вводятся следующие позиции: люди, объекты, события, места, видео-носители. Поэтому в результаты поиска выдается следующая информация:
- изображение музейного предмета
- полный список литературы о нем (данные библиотеки)
- сведения о том, кому принадлежал предмет
- в каких выставках участвовал
- в какой экспозиции находится сейчас
- в каких видеофильмах запечатлен (список видеофильмов)
В результате пользователь получает исчерпывающую информацию о музейном предмете. База данных предоставляет доступ не только к ресурсам информационного центра, но и к другим ресурсам: к файлам биографической и местной информации, а так же к перечням мероприятий, проводимых в музее. Всей этой информацией можно оперировать с помощью простого интерфейса, и, хотя она поступает из различных систем, пользователю она подается на основе специального механизма по стандартизации поисковых терминов для предметов и имен.
К сожалению, российские разработчики программного обеспечения пока не могут побаловать нас, и во многих российских музея одновременно работах музейные и библиотечные программы. Поэтому хочется предложить нашим разработчикам обратить самое пристальное внимание на уже существующий прекрасный пример музея Гугенхайм.
Практически все музейные библиотеки Америки состоят в Ассоциации специальных библиотек. Это международное объединение, представляющее интересы тысяч специалистов-профессионалов в области передачи информации в 60 странах. Библиотекари специальных библиотек являются экспертами по сбору, анализу, экспертизе, упаковке и рассылке информации для содействия принятию точных решений в корпорациях, академических и государственных учреждениях. Все музейные библиотеки, в которых мы побывали, обслуживают читателей «со стороны», то есть тех, кто не является сотрудником данного музея. Это студенты, исследователи, художники и другие специалисты. Необходимо только предварительно позвонить в библиотеку и сформулировать тему запроса. Независимо от того, частная это библиотека (например, Смитсоновский университет и Шекспировская библиотека им. Генри Фолджера) или государственная, обслуживание читателей всегда производится на бесплатной основе. Причем бесплатны все виды библиотечных услуг, даже любимая российскими библиотекарями платная услуга – ксерокопирование.
Даже при существовании информационного центра, укомплектованного штатом сотрудников, обязанность удовлетворять потребность посетителей в информации лежит не только на нем. Посетитель любого американского музея или галереи имеет право обратиться с вопросом к любому сотруднику музея, поэтому каждый из сотрудников является потенциальной «точкой входа» в информационную систему музея. Сотрудники информационного центра являются наиболее важным его элементом. Они умеют обслужить самых различных пользователей – от самоуверенных и требовательных специалистов до рядовых посетителей, переживающих, что своими вопросами, как им кажется наивными и несерьезными, они отнимают время у сотрудников. В частности, работники библиотеки музея Метрополитен считают своей обязанностью качественно обслуживать всех пользователей.
Американские музейные информационные центры обычно регистрируют и индексируют любой мало-мальски значительный запрос на тот случай, чтобы не проводить работу вторично, если впоследствии поступит аналогичный запрос. Для этих целей раньше использовались картотеки, но сегодня имеются компактные и недорогие программные средства, удобные и доступные даже для небольших музеев. Например, в библиотеке Музея стекла им. Джульетты и Леонарда Ракоу в городе Корнинг создана специальная база данных «Файл запросов»: если хранитель коллекции выполнил определенную работу по теме запроса, то любой сотрудник в случае необходимости может получить доступ к результатам этой работы. База данных не только дает ссылки на предыдущие запросы, но и служит руководством для персонала музея, напоминая им об их собственных возможностях.
В ходе стажировки нам была предоставлена прекрасная возможность для знакомства с работой самых различных библиотек и информационных учреждений Америки: музейных и публичных, государственных и частных, с работой музейных магазинов и центров информационных ресурсов для посетителей музеев. Какие же они, музейные информационные службы в Америке?
- Прежде всего, почти все нацелены на предоставление доступа к ресурсам библиотеки музейным посетителям (реальным и виртуальным), местному сообществу, образовательным структурам, удаленным пользователям.
- Библиотеки реально претендуют на ведущую роль в информационных проектах музея (роль информационного ядра или центра)
- Интегрирование информационных ресурсов библиотеки в общий каталог ресурсов музея, а так же интегрирование в глобальную сеть Интернет
- Большинство музейных библиотек участвуют в программах по оцифровке и микрокопированию уникальных фондов и в программах по предоставлению удаленного доступа к ресурсам и электронной доставке документов.
- Практически не используются платные услуги
- Каталогизаторы в музейных библиотеках пользуются услугами корпоративных центров каталогизации и центров библиографической информации (OCLC, RLIN, BHA, ARTINDEX и пр.) и создают оригинальные записи лишь на отсутствующие в этих банках данных издания (это выставочные каталоги, архивные, листовые материалы, эфемера, книги художников, редкие издания).
- Большинство библиотек пользуются достаточно хорошо разработанными стандартными классификационными системами и тезаурусами. Первенство среди тезаурусов безусловно принадлежит “Art and Architectural Thesaurus” , изданному Институтом истории искусства Гетти и переведенному на большинство европейских языков.
Организуя информационную службу, необходимо, прежде всего, задумываться о целях ее создания. Задача музея состоит не только в том, чтобы собирать предметы – музей должен сделать все для их правильного понимания и оценки. В наших силах представить интересные факты, однако вопросы, задаваемые посетителями, интересуют их больше всего, и то этого никуда не деться. Современные системы обработки информации дают нам прекрасную возможность отвечать на эти вопросы с большей готовностью, точностью и заинтересованностью, чем прежде.
Хочется верить, что многое из увиденного будет реализовано в музейных библиотеках России. А мы в свою очередь, постараемся распространить полученные нами опыт и знания до коллег-библиотекарей и музейщиков. Именно наши совместные действия позволят добиться значимых результатов.
|