|
АДИТ'99. Тезисы доклада.
Маневич Григорий Михайлович
Москва, Государственный художественный историко-архитектурный
и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское",
Заведующий отделом научной информации
Тел. (095) 115-86-45, Факс (095) 112-04-14,
kolomen@museum.ru
Создание сети по национальному наследию:
опыт зарубежных проектов
Данный доклад построен
на основе обзора зарубежных проектов создания
сетей по национальному наследию. В обзор
включены как проекты, в названии которых
содержится сам термин "heritage network" или
"сеть по культурному, национальному
наследию", так и проекты, имеющие другие
названия и девизы, но целью, которых является
комплексное и официальное представление
информации о национальном наследии государства.
Следует сразу оговориться, что термины "сеть
культурного наследия", "сеть по национальному
наследию", "сеть по культурному и природному
наследию" и схожие с ними являются синонимами в
данном докладе. Причины этого - расплывчатость
самой формулировки, невозможность адекватного
перевода на русский язык английского термина
"heritage", и, главное, разница в понимании и
интерпретации этих терминов в рамках каждого
проекта. Самыми распространенными
формулировками являются "культурная сеть" или
"сеть по культуре", а самыми объемными - "сеть
по наследию" или "сеть по
национальному культурному и природному
наследию".
Появлению идеи "сети по культуре" способствует бурное развитие и
изменение технологических, экономических и
социальных условий в конце 20 века.
Совершенствование информационных и
телекоммуникационных технологий привело к
созданию сверхбольших мультимедийных хранилищ
информации, объединенных в сети посредством
высокоскоростных каналов связи с большой
пропускной способностью и обеспечивающих своих
пользователей высокоинтеллектуальными
многоязычными интерфейсами, с продуманными
средствами навигации и управления знаниями, что
способно удовлетворить любые потребности. В
дополнение к этому появилось много различных
стандартов, разработанных в результате долгих и
трудных формальных соглашений между различными
международными организациями по стандартизации,
а также стандарты "де факто", основанные на
успешно реализованных проектах.
В течение последних
нескольких лет в целом ряде стран были
утверждены свои концепции "сети по
культурному наследию" ( culturenet). В этих концепциях сеть по культуре
характеризуется как "оперативная, свободная,
обеспечивающая открытый доступ общественности к
информации о культурных ресурсах и событиях",
но главное – как важная составляющая социальной
и экономической структуры государства. В то же
самое время, такие наднациональные институты как
ЕС, "Большая Восьмерка" и Международный банк
не остаются в стороне и проводят политику
поддержки таких разработок. Одним из ключевых
приоритетов 5-ой Рамочной Программы ЕС "Технологии Информационного
Общества" является "создание
информационных систем по культуре, глубокая
интеграция новых и унаследованных систем в
электронные библиотеки, включающие в себя
высококачественные аудиовизуальные и
мультисенсорные системы".
Необходимо отметить, что
сети по культурному наследию создаются также на
региональном уровне и на отраслевом уровне:
среди музеев, библиотек, архивов, специалистов по
искусству.
На наш взгляд,
инфраструктуру и ресурсы, созданные на основе
проектов сетей по культуре и наследию
целесообразно рассматривать и оценивать по
следующим критериям:
- История создания
(инициатива "сверху",
объединение уже созданных ресурсов в рамках
совместного проекта и т. п.)
- Цели создания
(государственная программа,
коммерческий проект, сеть для специалистов и т.
п.)
- Структура, организация и принципы действия
- Техническая реализация
(компьютерная и
телекоммуникационная инфраструктура,
программное обеспечение)
- Степень реализации и планы на будущее
(степень реализации поставленных задач, планы по
расширению, изменению структуры)
В докладе
рассматриваются следующие проекты:
На основании
проведенного обзора сделаны некоторые выводы об
общих тенденциях, различных концепциях и
реализациях проектов построения сети по
национальному наследию.
Основные выводы
следующие:
- Практически все проекты по созданию "сети по
культуре", "сети по национальному
наследию" изначально инициированы
государственными структурами: министерствами и
ведомствами, отвечающими за культурную политику
страны, департаментами по информационным
технологиям, а также предусмотрены федеральными,
региональными и отраслевыми программами по
информатизации.
- Главная миссия большинства проектов –
обеспечение свободного доступа граждан к
информации о национальном наследии и
предоставление широкого спектра информационных
услуг на базе современной телекоммуникационной
инфраструктуры.
- Основная задача – вовлечение всей полноты
государственных, частных и общественных
организаций и отдельных граждан в работу по
сохранению, исследованию и популяризации
национального наследия страны, на основе
интенсивного использования современных
информационных и телекоммуникационных
технологий.
- В целом ряде стран имеется тенденция к
превращению "сети по культурному наследию" в
основной инструмент ведения научной,
образовательной и просветительской
деятельности культурных институтов на
современном технологическом уровне.
- Несомненной является важнейшая и все
возрастающая роль наиболее развитых проектов в
сфере культурного туризма и социальных программ.
Можно сделать также
некоторые "организационно-управленческие"
выводы:
- Основным спонсором проектов "сети по
культурному наследию" чаще всего выступает
правительство или различные его департаменты.
Другой основной источник финансирования –
спонсорская поддержка проекта различными
частными и государственными фондами.
- Распространенной формой существования "сети
по культурному наследию" является некий
консорциум, работающий на коммерческой основе.
Вообще, одна из серьезных проблем такого проекта
– его финансовая окупаемость и возможная
прибыльность.
- Координацией всего проекта, определением
стратегии и тактики его дальнейшего развития
обычно занимается специально созданная
консультативная или координационная группа,
состоящая из профессионалов самых различных
специальностей.
- Технической реализацией и поддержанием
работоспособности сети обычно занимается
команда высококвалифицированных
профессионалов, хотя бы часть которой работает
на постоянной основе.
Типичными элементами "сети по
национальному наследию" являются:
- база ссылок на национальные и международные
культурные ресурсы в сети Интернет и сами
Web-сайты культурных организаций и сообществ;
- разделы новостей и информации о культурных
событиях в стране и по всему миру;
- электронные путеводители по музеям и галереям,
виртуальные экспозиции и выставки;
- электронные каталоги и базы данных по музейным,
библиотечным, архивным фондам;
- музейные, библиотечные, архивные и иные
"подсети", ссылки на другие сетевые проекты
- ресурсы для профессионалов: электронные форумы,
стандарты и метаданные, исследовательские
проекты, библиографическая и реферативная
информация и т. п.;
- онлайновые чаты для общения, как
профессионалов, так и простых посетителей сети;
- различные обучающие курсы, тренинги и семинары
по применению информационных технологий и сети
Интернет в музейной деятельности;
- электронные журналы и различные публикации;
- информация и ресурсы по охране авторских прав и
интеллектуальной собственности.

Начальная страница |
АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены. |