Переход от индустриальной
(товаропроизводящей) к постиндустриальной
(обслуживающей) экономике. Теоретическое знание
как ключевой источник общественного развития.
Темп. Важнейший приоритет
постиндустриальных технологий - стратегическая
инициатива, которая удерживается за счет темпа.
Самым дефицитным ресурсом становится время. Внутренний
мотив деятельности - пространство внутреннего
страха, достижительные мотивы (сравнение с
соседом).
Одна из наиболее известных моделей
постиндустриального общества - информационное
общество. Основным фактором социальной
стратификации становится образование и
профессионализм. Главный конфликт - не между
трудом и капиталом, а между знанием и
некомпетентностью. Базовое различие с
индустриальной стадией связано с типом
ресурсов.
Информационные ресурсы -
синергетические (саморасширяющиеся).
Крупномасштабные проекты. Земной шар как единое
место человеческого существования. Основу
постиндустриального общества составляют сетевые
структуры. Глобальные проекты (проекты, не
сомасштабные ни одному из субъектов
деятельности). Основная их категория - категория
риска, который пропорционально распределяется
по субъектам деятельности. Общий ресурс и
инфраструктура.
Коммуникация - один из
важнейших постиндустриальных приоритетов. Чем
толще глубина слоя партнеров, тем устойчивее
система. Деятельность оказывается успешной
настолько, насколько удалось сформировать
коммуникационную среду, обеспечивающую ее
воспроизводство и развитие.
Интеллектуальный ресурс. В
индустриальном обществе превращается в "know
how" (механическое перенесение чужого опыта). В
постиндустриальном обществе чужой опыт
рассматривается как повод для деятельности, как
некая "провокация". Быть поводом - куда более
активная технология, чем "know how".
Гуманитарное знание становится производящим.
Из истории информационных
революций
Изобретение Гуттенберга: пуансон
и матрица. Победа книгопечатания.
Книга и другие способы хранения и
передачи информации. Считывающие устройства.
На наших глазах произошло две
информационных революции:
- переход от ЭВМ к ПК (создание общедоступного
интерфейса);
- переход от локальных систем к сетевому способу
хранения и передачи информации.
Интернет как среда коммуникации
Новый фольклор
Новый эпистолярный жанр
Форумы. Реплика как способ
формирования коммуникативного пространства
Клубные формы. Сегодня
принципиально разделились функции поиска и
выбора. Выбор (из известного) становится вторым
этапом. Каждый шаг поиска становится шагом
личностного роста, этапом своего пути.
Навигация очень близка к культурному
самоопределению. Технология дает нам шанс
удержаться в поле культуры.
Телеконференции -
превратятся ли они из технической игрушки в
реальное средство массовой коммуникации?
Виртуальная реальность.
Модель "электронного коттеджа". Виртуальная
реальность может из технологии превратиться в
место человеческого существования. Технология
это то, чем владеешь ты, а не то, что владеет тобой.
Вывод: Коммуникационное
пространство не связано с географией, но там есть
регионы, если понимать регион как
пространство взаимодействия.
Интернет как информационная
среда
Новое TV (оперирует зрительным
образом)
Новая вербальная культура
Уникальное и тиражированное.
"Высококачественное тиражирование
изображений, снижая ценность оригинала для
потребителя и спрос на него, естественным путем
исчерпает и проблему фальсификаций, прекратит
поток низкосортных имитаций, - пишет А.С.Дриккер. -
При широкой достпуности любого шедевра исчезнет
смысл как подделывать работы Пикассо, так и
создавать их упрощенные версии. В условиях
информационной свободы материальная ценность
оригинала, по-видимому, должна раствориться…"
[2] С моей точки зрения, процесс идет в прямо
противоположном направлении: по мере улучшения
качества копий и возможностей тиражирования
возрастает ценность подлинника. Причем
возрастает в двух смыслах: в психологическом
(желание увидеть именно то, чего касалась рука
художника, жившего 500 или 1000 лет назад) и в
коммерческом (на рынке произведений искусства
ценность подлинника выражается в цене; а цена
оригинала всегда выше цены копии).
Информационные технологии и
позитивисткое гуманитарное знание
1 этап: "Технарь" делает все.
2 этап: Гуманитарий поставляет
сырье, "технарь" создает информационный
продукт (разработчик). Остаются не решенными
проблемы структурирования информации и
информационного шума.
3 этап: "Технарь" из
"авиатора" превращается в "извозчика",
основную работу по структурированию информации
делает гуманитарий.
4 этап: Изменяется природа
гуманитарных профессий - от хранения знания к
управлению информационными потоками.
Сегодня мы находимся на
переходе от второго к третьему этапу.
Интерпретация
Проблемы гуманитарной
деятельности в сфере информационных технологий:
- Избыточность ресурса, его лавинообразное
нарастание;
- Отсутствие "сопротивления материала".
Базовой технологией гуманитарной
деятельности становится интерпретация -
специальные усилия по вовлечению субъектов в
пространство культурного проектирования, способ
коммуникации с партнерами.
Вывод: Изменяется предмет
гуманитарных занятий.