АДИТ'99. Тезисы доклада.

Лебедев Алексей Валентинович
главный научный сотрудник
Лаборатории музейного проектирования РИК,
доктор искусствоведения
AlexeyVal@Lebedev.ru

Информационные технологии
в контексте гуманитарного знания

     Информационные технологии в постиндустриальном обществе [1]

     Переход от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Теоретическое знание как ключевой источник общественного развития.
     Темп. Важнейший приоритет постиндустриальных технологий - стратегическая инициатива, которая удерживается за счет темпа. Самым дефицитным ресурсом становится время. Внутренний мотив деятельности - пространство внутреннего страха, достижительные мотивы (сравнение с соседом).
     Одна из наиболее известных моделей постиндустриального общества - информационное общество. Основным фактором социальной стратификации становится образование и профессионализм. Главный конфликт - не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. Базовое различие с индустриальной стадией связано с типом ресурсов.
     Информационные ресурсы
- синергетические (саморасширяющиеся). Крупномасштабные проекты. Земной шар как единое место человеческого существования. Основу постиндустриального общества составляют сетевые структуры. Глобальные проекты (проекты, не сомасштабные ни одному из субъектов деятельности). Основная их категория - категория риска, который пропорционально распределяется по субъектам деятельности. Общий ресурс и инфраструктура.
     Коммуникация - один из важнейших постиндустриальных приоритетов. Чем толще глубина слоя партнеров, тем устойчивее система. Деятельность оказывается успешной настолько, насколько удалось сформировать коммуникационную среду, обеспечивающую ее воспроизводство и развитие.
     Интеллектуальный ресурс. В индустриальном обществе превращается в "know how" (механическое перенесение чужого опыта). В постиндустриальном обществе чужой опыт рассматривается как повод для деятельности, как некая "провокация". Быть поводом - куда более активная технология, чем "know how". Гуманитарное знание становится производящим.

     Из истории информационных революций

     Изобретение Гуттенберга: пуансон и матрица. Победа книгопечатания.
     Книга и другие способы хранения и передачи информации. Считывающие устройства.
     На наших глазах произошло две информационных революции:

  • переход от ЭВМ к ПК (создание общедоступного интерфейса);
  • переход от локальных систем к сетевому способу хранения и передачи информации.

     Интернет как среда коммуникации

     Новый фольклор
     Новый эпистолярный жанр

    Форумы. Реплика как способ формирования коммуникативного пространства
    Клубные формы. Сегодня принципиально разделились функции поиска и выбора. Выбор (из известного) становится вторым этапом. Каждый шаг поиска становится шагом личностного роста, этапом своего пути. Навигация очень близка к культурному самоопределению. Технология дает нам шанс удержаться в поле культуры.
     Телеконференции - превратятся ли они из технической игрушки в реальное средство массовой коммуникации?
     Виртуальная реальность. Модель "электронного коттеджа". Виртуальная реальность может из технологии превратиться в место человеческого существования. Технология это то, чем владеешь ты, а не то, что владеет тобой.
     Вывод: Коммуникационное пространство не связано с географией, но там есть регионы, если понимать регион как пространство взаимодействия.

     Интернет как информационная среда

     Новое TV (оперирует зрительным образом)
     Новая вербальная культура
     Уникальное и тиражированное. "Высококачественное тиражирование изображений, снижая ценность оригинала для потребителя и спрос на него, естественным путем исчерпает и проблему фальсификаций, прекратит поток низкосортных имитаций, - пишет А.С.Дриккер. - При широкой достпуности любого шедевра исчезнет смысл как подделывать работы Пикассо, так и создавать их упрощенные версии. В условиях информационной свободы материальная ценность оригинала, по-видимому, должна раствориться…" [2] С моей точки зрения, процесс идет в прямо противоположном направлении: по мере улучшения качества копий и возможностей тиражирования возрастает ценность подлинника. Причем возрастает в двух смыслах: в психологическом (желание увидеть именно то, чего касалась рука художника, жившего 500 или 1000 лет назад) и в коммерческом (на рынке произведений искусства ценность подлинника выражается в цене; а цена оригинала всегда выше цены копии).

     Информационные технологии и позитивисткое гуманитарное знание

     1 этап: "Технарь" делает все.
     2 этап: Гуманитарий поставляет сырье, "технарь" создает информационный продукт (разработчик). Остаются не решенными проблемы структурирования информации и информационного шума.
     3 этап: "Технарь" из "авиатора" превращается в "извозчика", основную работу по структурированию информации делает гуманитарий.
     4 этап: Изменяется природа гуманитарных профессий - от хранения знания к управлению информационными потоками.
     Сегодня мы находимся на переходе от второго к третьему этапу.

     Интерпретация

     Проблемы гуманитарной деятельности в сфере информационных технологий:

  • Избыточность ресурса, его лавинообразное нарастание;
  • Отсутствие "сопротивления материала".

     Базовой технологией гуманитарной деятельности становится интерпретация - специальные усилия по вовлечению субъектов в пространство культурного проектирования, способ коммуникации с партнерами.

     Вывод: Изменяется предмет гуманитарных занятий.


     Сноски:

     [1]. Автор приносит благодарность Т.В.Абанкиной за помощь в подготовке данного раздела
     [2]. Дриккер А.С. Информационные носители и музей XXI века // Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие: Материалы конференции АДИТ-98. М., 1999. С.9.


Начальная страница | АДИТ'99

© 1997-1999, АДИТ, Все права защищены.