АДИТ'99. Тезисы доклада. Бронникова Ольга Михайловна
Интерактивная Кунсткамера: Начиная работать над глобальным проектом «Виртуальная Кунсткамера», связанного с внедрением новых информационных технологий во все сферы музейной деятельности, в том числе создавая Web-представительство Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН в сети Интернет (http://kunstkamera.lanck.ru), мы прежде всего задавались вопросом: «каким будет наш посетитель» и «какого рода информацию он ожидает найти на нашем сайте». На этом пути мы столкнулись с двумя трудностями. Во-первых, собирая материалы по различной тематике в научных отделах, мы обнаружили, что существует громадный разрыв между представлением музейщиков о том, что интересно им самим в качестве предмета научных исследований, и запросами и интересами широкой публики. Во-вторых, мы поняли, что плохо знаем и самого музейного посетителя, его действительные цели и потребности. И если в первом случае, как нам представляется, мы смогли решить проблему, используя логическую структуру сайта и систему навигации - мы просто разнесли информацию для широкого круга посетителей и информацию для специалистов по разным разделам, давая перекрестные ссылки, углубляющие информацию и выход на определенный уровень, - то второй случай потребовал специального исследования. Мы обратились к музейным социологам за помощью в определении «нашего посетителя». Выводы исследователей удивили нас своей новизной в представлении образа музейного посетителя и его потребностей, это послужило предпосылкой для поиска новых подходов к подаче информационных материалов (см. статью Узуновой В.Г. и Богомазовой Т.Г. в этом сборнике «Музей как источник самопознания: проект «Виртуальная Кунсткамера».) Максимальная свобода выбора в получении качественной информации соответственно собственным потребностям знания и самопознания каждого посетителя - вот принцип, который мы положили в основу нашего дальнейшего развития. Исходя из этого принципа, мы осуществляли работу над проектом «Интерактивная Кунсткамера: музейный Web-сайт на службе пользователя», который был поддержан Институтом Открытое Общество в конкурсе «Оригинальные проекты в Интернет» (срок исполнения и выставления на музейном сайте - июль 1999 г, рабочий вариант представлен на компьютерном фестивале АДИТ). В основу проекта легла «виртуальная экскурсия» по старейшему залу первого музея России - Петровской Кунсткамере. Проект приурочен к 275-летию Российской Академии наук. Уникальная коллекция, ныне выставленная в зале Петровской Кунсткамеры, в составе которой подлинные предметы, относящиеся к различным областям знания - анатомии, антропологии, этнографии, минералогии, ботаники, математики и др., дает представление не только о личных пристрастиях Петра Великого в собирании редкостей, но и об уровне современных ему научных знаний. Это собрание - колыбель российской науки, его первоисточник, не случайно позднее были выделены отдельные коллекции и на их базе возникли новые музеи и научные учреждения России. Таким образом, в основе мы имели превосходный материал для разработки проекта, задача состояла в выборе формы его представления в соответствии с новым принципом нашей работы. Эту задачу мы решили следующим образом: информацию посетитель может получить двумя путями. Первый - круговая панорама Петровской Кунсткамеры, выполненная в технологии surround video, сама по себе уже зрелищная и привлекательная, дает максимальную свободу выбора углубленной информации по каждому предмету, представленному на экспозиции (с помощью «линков») сообразно целенаправленному или случайно возникшему интересу посетителя – от анатомических раритетов до научных приборов того времени. Нет навязанного текста экскурсии, порядка рассмотрения экспозиции, музейных стереотипов, посетитель выступает в качестве своеобразного «хозяина» этого зала. Второй - «Энциклопедия Кунсткамеры». Здесь информация предстает в систематизированном виде от истории Петровской Кунсткамеры до тематических коллекций последовательно и в достаточной степени полно, это качественная познавательная информация, выстроенная по законам логики изложения. Разделы связаны: посетитель из зала круговой панорамы в поиске заинтересовавшей его информации с помощью «линка» попадает на нужное ему место в «Энциклопедии Кунсткамеры» и таким образом имеет возможность при желании рассмотреть весь тематический ряд. Совмещение свободы выбора информации с качественным ее представлением - вот результат, к которому мы стремимся в нашей работе, и который возможен при использовании современных информационных технологий в музейном деле. ![]() Начальная страница | АДИТ'99 ![]() © 1997-1999, АДИТ, Все права защищены. |