Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации 1. Интеграция в информационных сетях максимально возможного объема сведений об объектах культурного наследия, как и в целом об объектах и субъектах культурной деятельности, является задачей прямо вытекающей из основополагающего тезиса государственной культурной политики России - создания единого культурного пространства страны. 2. Осознание обществом необходимости в информационных сетях такого рода происходит весьма неравномерно, прежде всего необходимо преодолеть разрыв между подходами к проблеме государства в лице органов управления культурой и профессиональных сообществ. 3. Российская ситуация, специфичная тем, что большинство объектов наследия находится в государственной собственности, формально делает формирование баз данных по различным областям культурного наследия более простой задачей, однако сохранившаяся "советская" ментальность большинства занятых в этой сфере специалистов создает весьма ощутимые трудности. 4. Для недвижимых объектов наследия задача формирования баз данных и представления этой информации в сетях осложняется тем, что на нашем диком рынке недвижимости такая информация является дорогим товаром, монополизированным частично или полностью криминальными структурами. 5. Таким образом ядром сети на первых этапах объективно будет являться информация БД российских музеев, в том числе и информация о тех недвижимых памятниках, которые имеют к музеям непосредственное отношение. 6. Разработка и утверждение единого стандарта описания различных категорий объектов культурного наследия - задача глобальная, ее решение потребует длительного времени, но высшие уровни стандарта описаний должны быть утверждены уже сейчас, так как без этого общение в сетях невозможно. 7. Сеть культурного
наследия не может быть создана без привлечение
финансовых и организационных ресурсов
негосударственных структур, а также
региональных властей. 8. Сегодня такая
программа не утверждена, но ее необходимость
осознана как субъектами культурной
деятельности, так и (в значительной степени)
органами государственного управления. Таким образом. в случае принятия данной государственной программы, проект будет опираться на сохраняющую свою эффективность (пусть и относительную) систему административных мер, а кроме того обретет необходимую перспективу развития, когда временные рамки реализации нашего проекта не будут означать, что работа в этом направлении прекратиться. 9. Нормативная база
подобной государственной программы в полной
мере еще не сформирована, хотя в музейной сфере
она имеет почти полный набор правовых актов. 10. Сегодня состояние дел по разработке БД Госкаталога Музейного фонда таково: имеется СУБД Оракл, с
правом неограниченного числа инсталляций в
рамках системы "Искусство в России"; Архитектура БД на первых
этапах формирования предполагает ее
распределенный (по региональным серверам)
характер, с обслуживанием пользовательских
запросов через Web-сервер Минкультуры. 11. Необходимо отметить, что законодательством установлен открытый доступ к информации о музейных предметах, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Ограничение доступа или его запрет может касаться только информации о частных и корпоративных собственниках предметов, местах хранения предметов, защищенных авторским правом исследованиям сотрудников музеев, к информации экспертной и реставрационной баз. 12. В силу того, что
законом Минкультуры России определено как орган,
реализующий полномочия собственника в отношении
той части Музейного фонда, который является
федеральной собственностью (а это почти 50 млн
предметов), возможности административных
решений по вопросам формирования Госкаталога
достаточно велики и распространяются на все
категории государственных музеев и на иные
госучреждения, хранящие музейные предметы. ![]() Начальная страница | АДИТ'99 ![]() © 1997-1999, АДИТ, Все права защищены. |