|
АДИТ'98. Тезисы доклада
О.Э.Даршт
Заведующая отделом информационного обеспечения, Тольяттинский краеведческий музей
WEB-версия одного из PR-проектов Тольяттинского музея ("Пилигрим" в виртуальном пространстве)
Современная культурная среда уже перестала быть однородной, а все более становится
мультикультурной, что в немалой степени обусловлено проникновением новых информационных
и коммуникационных технологий; когда открываются новые возможности для всех вовлеченных
в этот глобальный межкультурный диалог.
Музеи также нуждаются в коммуникации для того, чтобы поддержать их присутствие на культурном
рынке. То, что делает музей, есть маркетинг культуры. Он должен учитывать интересы всех
активных участников – сотрудников музея, попечителей, спонсоров, предпринимателей. Но в
конечном итоге он направлен на то, чтобы привлечь в музей новых посетителей.
Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой и культурной среды
обуславливают необходимость установления и ведения устойчивых информационных связей
с партнерами – для мониторинга и прогнозирования событий, для своевременной и адекватной
реакции на них. Музей решает эти задачи при помощи организации определенных акций и
мероприятий Паблик Рилейшнз. Музей, заинтересованный в интенсификации коммуникаций,
может использовать PR для широкого распространения информации о своей деятельности и
своих партнерах, и формирования положительного имиджа. Управление своим информационным
пространством становится необходимостью, а интернационализация работы музеев и привлечение
новых участников предполагает частичную ломку старых стереотипов о музее и соединение музейной
практики с экономической теорией управления.
Итак, чтобы управлять внутренними кризисами, влиять на общественность и иметь определенный
имидж в городе, музей создает PR-проекты, реализация которых позволяет преодолеть
управленческие, экономические и прочие препятствия и подняться на более высокий уровень.
В Тольяттинском краеведческом музее одним из таких PR–проектов стало создание собственного
Центра туристических программ "Пилигрим". Это не единственный проект музея, сейчас реализуется
и ряд других, направленных на решение городских социальных задач ("В музей всей семьей",
"Наедине с собой"). Создание музейного туристического центра в городе, не имеющем
архитектурных и исторических памятников и памятных мест, в чисто индустриальном городе
с огромным комплексом нерешенных социальных проблем – задача довольно сложная. Центр
изначально работает на внешний рынок – т.е. не ограничивается только простым приемом
заявок от групп, а сам создает свой "туристический продукт" – программы по детскому и
образовательному туризму, разрабатывает собственные новые туристические маршруты,
расширяет круг партнеров музея за счет привлечения в музей новых категорий посетителей.
Сложность состоит в том, что разрушается некий стереотип музея как организации некоммерческой
(Центр по статусу - коммерческий), но и в том, что географическое поле деятельности этой
музейной структуры – весь город, область и даже соседние регионы.
Проект (или Концепция развития Центра "Пилигрим") – это расширение сфер влияния
Тольяттинского музея, одна из составляющих его имиджа, возможная часть общемузейной
концепции.
Центр создан 1,5 года назад и еще свободен от каких-либо штампов "турфирмы".
Имеет значение и его принадлежности к музею: высокий рейтинг Краеведческого музея в
городской культурной среде "автоматически" распространяется и на его туристический отдел.
"Пилигрим" – это открытая информационная площадка музея: его внутренняя структура, сотрудники
и методы работы – музейные, а PR-организация и использование современных компьютерных
технологий позволяют назвать новый Центр "проводником" в коммуникационной связи
"музей-партнер-посетитель". Мобильный коллектив Центра выступает то в ипостаси самого
музея (экскурсоводы – только наши научные сотрудники) и говорит как бы от первого лица,
то проявляет себя как партер музея – при проведении мероприятий, таких, как Музейный
Пикник или семинар "Музейное образование: новые технологии", а чаще всего "Пилигрим"
привозит на экскурсии в музей группы школьников. Туристическое бюро, некогда существовавшее
в Тольятти, исчезло, а вместе с ним – и направление взрослого краеведческого туризма, а
вновь появившиеся туристические фирмы, ориентированные на краеведческий материал, избрали
своей аудиторией детей (школьников).
"Пилигрим" в этом случае не изобрел ничего нового, выбрав детский туризм, но принципы его
работы в этом направлении довольно оригинальны.
Будучи отделом при музее, Центр легализовал свои программы (т.е. получил Государственный
сертификат) и разработал Кодекс этических принципов, на которых строится его работа с
клиентами, вкратце это – профессионализм и доброжелательность, вступил в Ассоциацию
детского и юношеского туризма.
Проникновение компьютерных технологий в музейную среду отразилось и на деятельности
"Пилигрима" – возникла идея создания странички в Интернет, этакая виртуальная реклама
традиционным экскурсионным программам. Вхождение в WWW-сети открыло и новые возможности
для оптимизации работы Центра: расширение круга партнеров, более оперативный обмен
информацией, реклама.
О рекламе "Пилигрима" можно говорить отдельно. Называя Центр открытой информационной
площадкой музея, мы имеем в виду то, он открыт для всех; если посетитель музея (он же
потенциальный клиент "Пилигрима") просит о какой-либо консультации. Ему никогда не откажут.
В достоверности этой информации тоже можно не сомневаться – ведь экскурсоводы Центра- еще
и сотрудники музея. "Пилигрим" владеет информацией из первоисточников, а профессионализм
привлекает людей! Выше рейтинг Центра – больше доверия и музею, положительное паблисити
одного – составляющая успеха другого.
У Тольяттинского музея – устойчивые дружественные связи со средствами массовой информации
города, а "Пилигрим" заказывает не только коммерческую рекламу, но и выступает иногда
информационным спонсором для СМИ. На основе материала Центра телевидение Тольятти ТВТ
готовит свои детские передачи; совместно определяется маршрут будущих экскурсий.
Функции тольяттинского туристического Центра "Пилигрим" не ограничиваются только лишь
экскурсионным обслуживанием. Центр предоставляет музейным сотрудникам возможность
межпрофессиональной коммуникации: каждая экскурсионная поездка в музеи Самары, Ульяновска,
Москвы, Пензы или Петербурга – это расширение контактов музея, взаимопроникновение новых
принципов работы, повышение престижа.
Говоря о перспективах развития Центра, возможно уже сейчас предположить, что поле
деятельности, которое избрали для себя "пилигримы" (краеведческий туризм) очень
перспективно для Тольятти. Центр "Пилигрим" включил в свою страничку и информацию по
истории города и края, так что не только любители путешествий могут выбрать себе маршрут
по вкусу, но и специалист-туроператор может определить для себя наиболее надежного партнера
по внутреннему туризму. Догадываетесь, кто это будет?
А если серьезно, то виртуальный музейный туризм - это интересно, и использование последних
технических достижений – это тоже вклад в сохранение и пропаганду исторического наследия.
|