АДИТ'98. Тезисы доклада
Якимова Е.В., Маркова В.И.
Представление
Представление музея-заповедника "Московский Кремль" в CD-ROM "Москва - город музеев". Понятие "культурное наследие" неразрывно связано для нас с понятием "музей". Так же как понятие "музей" сейчас будет неполным без упоминания об информационных системах. Развитие и совершенствование компьютерных технологий в сфере музеев открывают новые возможности для активной и широкой популяризации тех богатств и того опыта, которые накоплены в его стенах. Вопрос теперь упирается только в то, как лучше и полнее представить электронную информацию о музее, как донести ее до все возрастающего круга пользователей. Именно на улучшение информационного обеспечения населения была направлена инициатива Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ), выступившего в январе 1997 г. с предложение подготовить проект CD-ROM о музеях Москвы. Первоначально она задумывалась как электронная энциклопедия, затем преобразовалось в электронное справочное издание. Как отмечалось в соответствующем документе "компьютерная технология позволяет создать емкий информационный проект, аналога которому до настоящего времени не было. CD-ROM должен учитывать специфику музея и отражать новейшие сведения о нем, осмыслять историю столицы через историю московских музеев". В проекте были задействованы многие музеи, среди которых и музей-заповедник "Московский Кремль". Работа по созданию раздела нашего музея осуществлялась в рамках договора между Российским комитетом ИКОМ и МДГ "Биопром". В соответствии с договором подготовку текстовой информации обеспечивал музей, визуальной - МДГ "Биопром". Центральная рабочая группа по CD-ROM рекомендовала примерную структуру описания музея. Сюда входили четыре блока информации:
Со стороны музея общее руководство осуществлялось директором И.А.Родимцевой, над текстами ко второму и третьему разделам работала авторская группа из специалистов различных направлений музейной деятельности, преобразование этих текстов в компьютерный вид поручалось отделу информационных систем под руководством А.В.Дремайлова. Теперь непосредственно о том, как проходила работа. На первом этапе, который занял примерно два месяца, готовилась информация по истории архитектурно-градостроительного комплекса Кремля, по Оружейной палате, по Успенскому, Архангельскому, Благовещенскому соборам, церкви Ризположения, Патриаршему дворцу, а также сведения по Колокольне Ивана Великого, Царь-пушке, Царь-колоколу, артиллерийской коллекции. Кроме того необходимо было описать основные коллекции и отдельные выдающиеся произведения искусства, сжато описать экспозицию каждого зала Оружейной палаты, собрать воедино информацию о знаменитых с точки зрения нашего музея людях и подготовить сведения о направлениях научной работы - исследовательской, издательской, выставочной, реставрационной, об использовании в музейной практике компьютерных технологий. На втором этапе все материалы нужно было ввести в компьютер. Рукописные тексты и дискеты попадали в наш отдел и тут мы сталкивались с непростой проблемой сокращения авторских текстов до тех размеров, которые оговаривались центральной рабочей группой. Огромный пласт работы составило написание аннотаций к тому видеоряду, который подготовил Евгений Аронович Когон. Круговая панорамная съемка с прекрасным разрешением позволяла по-новому взглянуть на интерьер собора или убранство зала. Просматривая многочисленные пленки мы вместе с главными хранителями выявляли и описывали каждую снятую крупным планом вещь, будь то икона или архитектурная деталь. В итоге, вся нужная информация была собрана и набита в единый рабочий файл. В окончательном варианте он занял 2 печатных листа (49 страниц) и содержал 200 иллюстраций. Объем информации по музею-заповеднику велик. Чтобы облегчить пользователю CD-ROM возможность выхода на интересующий его материал, сделана специальная разметка текста. Посредством гиперссылок (выделения активных слов) и гиперграфики на экран вызываются нужные фрагменты текста и (или) иллюстрации. При неоднократном упоминании того или иного объекта информации повторяется и гиперссылка. (Например, словосочетание "Благовещенский собор" встречается в тексте 5 раз, а имя Ивана Грозного -10). Таким образом, при исходной цифре 200 гиперссылок их с учетом неоднократных повторов в разделе "Московский Кремль" насчитывается 650. В составе 200 гиперссылок (почти все их которых проиллюстрированы) к архитектурному ансамблю Кремля относится 12, к музеям-соборам - более 50 (среди них 25 - иконы, 18 - стенопись, 18 - витрины музея прикладного искусства в Патриаршем дворце), к сокровищнице "Оружейная палата" - около 40, к персоналиям - 60. Охарактеризовав тематический и количественный состав гиперссылок я более подробно хотела бы остановится на так называемых "персоналиях". В этой трудоемкой работе были задействованы заведующие и научные сотрудники архива, библиотеки, научная часть. В результате собраны сведения не только о московских князьях и русских царях, главах православной церкви, архитекторах, живописцах, мастерах, но и о директорах Оружейной палаты, хранителях и специалистах прошлого столетия, послереволюционного и военного времени, об известных деятелях отечественной науки и культуры. Концентрированная, снабженная иллюстрациями информация является большим плюсом по отношению к прежним и современным публикациям. Раздел "персоналий" можно считать первым электронным изданием краткого справочника имен, связанных с историей Кремля. Кроме того визуального материала, который находился в ведении МДГ "Биопром", нам необходимо было подобрать снимки старого Кремля и разыскать портреты всех лиц, упоминаемых в соответствующем разделе. Среди источников, которые были задействованы в этой работе, можно выделить следующие группы: слайды и фотографии, имеющиеся в музеях Кремля, большое количество публикаций, откуда портреты отбирались и сканировались. Совершенно особым видом источника были условные изображения деятелей средневековой Руси, которые брались с воспроизведений их в стенописи кремлевских соборов. В целом, из шестидесяти не найдены девять портретов. В этом случае, как и в аналогичных ситуациях по другим музеям, биографическую справку будет сопровождать иллюстрация одного из наиболее известных созданий автора.
![]() ![]() |