АДИТ'98. Тезисы доклада
Шилов Л.А.
Проблемы музейной звукозаписи
За последние несколько десятилетий многие музеи, библиотеки, театры,
дома и клубы научной, технической и творческой интеллигенции создали значительные
коллекции оригинальных звукозаписей музыкального, литературно-художественного
и общественно-политического характера, имеющих важное культурно-историческое
значение. Некоторые из этих фондов прошли первичную научную и технологическую
обработку и с большим или меньшим успехом введены в культурный и научный оборот.
Здесь можно упомянуть аудиофонды Музея музыкальной культуры в Москве,
Театрального музея в Санкт-Петербурге, Российской юношеской библиотеки в Москве,
Библиотеки МГУ и других; отдельно будет сказано о фонотеке Государственного
литературного музея.
Хотелось бы надеяться на положительный отклик на это предложение со стороны Руководства ИКОМ и АДИТ, а также на инициативу коллег из российских учреждений культуры. Специалисты отдела звукозаписи ГЛМ готовы к активной работе и сотрудничеству. Краткая справка о работе отдела звукозаписи ГЛМ.
В настоящее время фонды отдела звукозаписи ГЛМ насчитывают более
10 000 ед. хранения, отраженных в каталогах; более 1 200 часов звучания фонограмм
проаннотировано; более 400 часов звучания фонограмм транскрибировано.
В числе прошедших научную обработку - фонографические валики авторского чтения
А. Белого, А. Блока, Н. Гумилёва, С. Есенина, Н. Клюева, В. Маяковского,
О. Мандельштама,В. Ходасевича; грампластинки Л. Толстого, Л. Андреева,
И. Бунина, В. Брюсова, М. Горького, А. Куприна, М. Ермоловой, М. Чехова;
магнитофонные записи А. Ахматовой, Э. Багрицкого, М. Зощенко, В. Каменского,
А. Кручёных, Б. Пастернака, К. Паустовского; особенно много записей было сделано нами
в 60-е годы, в период расцвета "устной литературы", - это наиболее значительные в России
фонды звукозаписей Б. Ахмадулиной, И. Бродского, Е. Евтушенко, Ю. Казакова,
Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, Б. Чичибабина, Л. Чуковской; это также материалы,
отражающие творчество и жизненный путь И. Андроникова, П. Антокольского,
О. Берггольц, М. Волошина, В. Высоцкого, А. Галича, А. Гайдара, Д. Гранина, А. Грина,
Ю. Домбровского, Ю. Левитанского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Платонова,
Р. Рождественского, Д. Самойлова, М. Светлова, К. Симонова, Я. Смелякова, В. Соколова,
В. Солоухина, А. Твардовского, В. Тендрякова, Н. Тихонова, А. Толстого, Ю. Трифонова,
Н. Хикмета, К. Чуковского, В. Шкловского, М.Шолохова, В. Шукшина и многих других
прекрасных писателей и поэтов.
Программа была поддержана Институтом Открытое Общество (Фондом Дж. Сороса), который в 1996 г. предоставил грант для реализации первого этапа программы. В течение 1996 - 1997 г.г. спроектирована основная технологическая линия обработки звуковой информации и сконфигурирован комплекс технических и программных средств для неё на базе последней версии системы обработки аудиоинформации фирмы SADiE (Великобритания), отвечающей заложенным в проекте техническим и технологическим требованиям и имеющей оптимальные соотношения функциональность/цена и качество/цена, получены и переданы на тестирование основное оборудование и программные средства системы обработки аудиоинформации. Во втором - третьем квартале 1998 г.г. будет поставлено вспомогательное оборудование, оснастка и расходные материалы для обеспечения пуско-наладочных работ и опытной эксплуатации системы обработки аудиоинформации. Отдельные компоненты цифровых технологий, заложенных в проекте, уже отрабатываются сотрудниками отдела звукозаписи ГЛМ. В течение 1996 - 1997 г.г. при содействии специалистов Государственного дома радиовещания и звукозаписи, Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания и Научно-исследовательского института строительной физики, традиционно сотрудничающих с отделом звукозаписи музея на общественных началах, проведено предпроектное обследование помещений отдела и составлены спецификация и сметная заявка на осуществление подпрограммы создания базовых компонентов инженерной инфраструктуры технологической системы обработки аудиоинформации, включающей акустическую подготовку помещений, создание подсистемы кондиционированного электроснабжения, решения по экодизайну и т. п. Министерство культуры РФ предоставило средства на осуществление этой работы, запланированной на второй квартал 1998 г. Отметим также достигнутую нами в 1997 г. - исключительно важную - договорённость с Национальным звуковым архивом Британского музея, уже длительное время работающим на оборудовании SADiE, о консультативной научно-методической поддержке программы "Голоса - навсегда". Наконец, отметим проведённую нами проработку возможностей создания на разворачиваемой в отделе звукозаписи Государственного литературного музея программно-технической базе компьютерной системы обработки аудиоинформации ведомственного (или межведомственного) центра реставрации, обеспечения "вечного" хранения и издания звукозаписей, хранящихся в других российских музеях и библиотеках, а также возможности (совместно с ведущими отечественными научно-образовательными учреждениями) институционализации подготовки и переподготовки специалистов в области цифровых методов реставрации и консервации музейных и библиотечных аудиофондов, - с присоединением в дальнейшем к аналогичным европейским программам и/или программе ЮНЕСКО "Память мира".
Научный руководитель проекта: Шилов Лев Алексеевич, писатель, литературовед, старший научный
сотрудник, заведующий отделом звукозаписи Государственного литературного музея РФ.
![]() ![]() |